Лента Хлои Джао очень условно экранизирует книгу Nomadland: Surviving America in the Twenty-First Century. Несмотря на эффектное название, именно первоисточник-основательное антропологическое исследование жизни американских кочевников, а не история в духе Джека Керуака. Чжао не только не добавляет своей версии "земли кочевников «драматизма (а обычно с экранизациями нонфикшна бывает именно так – вспомните» плохих девушек"), а еще больше развивает эту традицию навязчивого наблюдения. Вместо того, чтобы нанимать профессиональных актеров, которые бы играли роли реальных людей из книги, режиссер привлекает к своему проекту упомянутых в первоисточнике кочевников и фактически фиксирует камерой их реальную жизнь. Это преимущественно уже люди старшего возраста, которые при разных обстоятельствах оказались вне оседлого общества и сформировали собственное сообщество.
Конечно, в центре всего этого почти документального реализма фигурирует героиня Фрэнсис МакДорманд – бывшая учительница по имени Ферн. Она годами работала в пустынном местечке, которое обслуживало огромный завод компании United States Gypsum Corp, но в один момент жизнь навсегда изменилась – завод закрыли, городок превратился в пустоту, а муж умер. Теперь Ферн около шестидесяти, она живет в стареньком фургоне и зарабатывает на жизнь сезонными подработками – летом работает официанткой, а в холодное время года устраивается в упаковочный цех Amazon. Однажды утром она может проснуться в Неваде, а уже на следующий день окажется в Техасе, или на побережье океана.
» Я не бездомная", — говорит Ферн в одной сцене фильма. "Я просто живу не в доме. Это же разные вещи, разве нет?». Возможно Чжао и не уделяет достаточно внимания социальной критике экономического неравенства в США (ей, например, уже обвиняют в романтизации работы на Amazon), но она обращается к гораздо более масштабным и не менее важных вопросов. Что делает здание домом? Что проще-соответствовать ожиданиям общества, или выйти за его рамки? И насколько масштабными являются проблемы одного человека на фоне этого гигантского мира? Возможно, как раз в этом один из секретов успеха «Земля кочевников» — это универсальное кино, в самом лучшем смысле этого слова.
[ Регистрация | Вход ]